метавселенная

Что такое метавселенная?

Представьте себе виртуальные миры, в котором миллиарды людей живут, работают, делают покупки, учатся и взаимодействуют друг с другом — и все это не вставая со своих диванов в физическом мире.

В виртуальных мирах экраны компьютеров, которые мы сегодня используем для подключения к всемирной информационной паутине, стали порталами в виртуальную 3D-сферу, которая осязаема — как реальная жизнь, только больше и лучше. Цифровые копии нас самих, или аватары, свободно перемещаются от одного места к другому, забирая с собой нашу идентичность и деньги.

Это понятие известно как метавселенная, и, несмотря на шумиху, сегодня ее не существует.

Что нужно знать руководителям компаний с быстро развивающейся, хайповой концепцией метавселенных, которая может в корне изменить образ жизни людей?

В данной статье мы обсудим, на каком этапе находится эта зарождающаяся технологическая революция и куда она движется. Темы включают технологии и онлайн платформы, поддерживающие метавселенную, ее преимущества и проблемы, ее историю, зачем нужна метавселенная и ее перспективы развития.

Что такое метавселенная? Краткая история

Метавселенная — это видение того, что многие в компьютерной индустрии считают следующей итерацией интернета: единое, общее, иммерсивное, постоянное, трехмерное виртуальное пространство, в котором люди ощущают жизнь так, как они не могут ощутить ее в физическом мире.

Некоторые технологии, обеспечивающие доступ к этому виртуальному миру, такие как гарнитуры виртуальной реальности (VR) и очки дополненной реальности (AR), быстро развиваются. Другие критические компоненты метавселенной, такие как адекватная пропускная способность или стандарты интероперабельности, возможно, находятся в отдаленной перспективе или могут никогда не появиться.

Концепция не нова: термин Метавселенной (metaverse) был введен в 1992 году писателем Нилом Стивенсоном в его научно-фантастическом романе Snow Crash, а работа над технологиями, лежащими в основе интернета на базе виртуальной реальности, ведется уже несколько десятилетий.

История метавселенной

Метавселенная все еще формируется, но концепция 3D-интернета, в котором люди могут общаться, играть, делать покупки и работать, возникла несколько десятилетий назад.

  • 1938. Французский поэт и драматург Антонен Арто использует термин виртуальная реальность в своем сборнике эссе «Театр и его двойник».
  • 1962. Американский кинематографист Мортон Хейлиг создает Сенсораму, машину, которая имитирует опыт езды на мотоцикле по Нью-Йорку с помощью 3D-фильма, вибрирующего кресла, вентилятора и запахов.
  • 1984. Американский компьютерщик, музыкант и пионер VR Джарон Ланье основывает компанию VPL Research, Inc., которая разработала одну из первых гарнитур виртуальной реальности и перчатки для передачи данных.
  • 1989. Английский ученый-компьютерщик Тим Бернерс-Ли закладывает основы Всемирной паутины, работая в CERN.
  • 1992. Американский писатель-фантаст Нил Стивенсон ввел определение метавселенной (metaverse) в своей книге Snow Crash. В книге изображен антиутопический мир будущего, в котором богатые люди сбегают в альтернативную 3D-реальность.
  • 1993. Израильский компьютерный ученый Мони Наор и американский компьютерный ученый Синтия Дворк изобретают технику Proof-of-Work для предотвращения спама и DoS-атак. Концепции метода стали основой блокчейна Биткоина.
  • 2003. Компания Linden Lab выпускает проект Second Life, виртуальный 3D мир, в котором пользователи могут исследовать мир, взаимодействовать с другими пользователями, производить товары и обмениваться ими. Можно сказать, что это первая метавселенная.
  • 2006. Roblox позволяет пользователям создавать и играть в массовые многопользовательские игры, разработанные другими пользователями.
  • 2007. Google дополняет «Карты» функцией Street View, которая позволяет людям исследовать виртуальное представление реального мира в масштабе.
  • 2009. Сатоши Накамото (псевдоним) майнит первый Биткоин и запускает первый публичный блокчейн, используя алгоритм Proof-of-work.
  • 2010. Представлена модель гача-игр.
  • 2011. Эрнест Клайн публикует футуристический роман «Первому игроку приготовиться».
  • 2012. Израильский предприниматель Йони Ассиа ввел термин Colored Coins в своей статье bitcoin 2.X (aka Colored Bitcoin) – initial specs.
  • 2012. Американский предприниматель Палмер Лаки на Kickstarter выпускает VR-шлем Oculus, представив его как первое недорогое 3D-оборудование для широких масс.
  • 2014. Компания Meta (тогда еще Facebook) покупает Oculus и помогает масштабировать 3D-инфраструктуру для ее поддержки. Meta Platforms — признана в России экстремистской и запрещена.
  • 2014. Американцы Кевин Маккой, художник, и Анил Даш, предприниматель в сфере технологий, создают первый невзаимозаменяемый токен (NFT) — уникальный криптографически защищенный виртуальный актив.
  • 2015. Канадский программист Виталик Бутерин и английский компьютерщик Гэвин Вуд запускают Ethereum, платформу для создания децентрализованных приложений на блокчейне.
  • 2016. DAO, децентрализованная автономная организация для привлечения денег от венчурных фондов, запускается на блокчейне Ethereum.
  • 2016. Pokemon GO выпускает игру с дополненной реальностью, наложенной на реальный мир.
  • 2018. Play-to-earn игра Axie Infinity, разработанная вьетнамской студией Sky Mavis, популяризировала использование NFT, интегрированных в блокчейн Ethereum.
  • 2019. Fortnite от Epic Games становится самым популярным виртуальным миром в истории, насчитывая более 250 миллионов активных пользователей.
  • 2021. Facebook проводит ребрендинг на Meta (признана в РФ экстремистской и запрещена). Марк Цукерберг продвигает оптимистичное и масштабное видение метавселенной.
  • 2021. Microsoft представляет Mesh как новую платформу, которая обещает синхронизировать виртуальную совместную работу.
  • 2022. Siemens и Nvidia сотрудничают в области промышленной метавселенной.

Как работает метавселенная?

Поскольку метавселенная в значительной степени еще не создана, нет единого мнения о том, как она будет устроена.

Однако в широком смысле метавселенная — это цифровая экосистема, построенная на различных видах 3D-технологий, программном обеспечении для совместной работы в режиме реального времени и децентрализованных финансовых инструментах на основе блокчейна.

Такие факторы, как степень совместимости между виртуальными мирами, переносимость данных, управление и пользовательские интерфейсы, будут зависеть от того, как будет развиваться метавселенная.

Лорен Любецки, старший менеджер компании Bain & Company, выступая на сессии, посвященной метавселенной, на саммите MIT Platform Strategy Summit 2022, описала три возможных сценария:

  • Метавселенная остается областью нишевых приложений, используемых пользователями для развлечений и игр, но не дотягивает до всеобъемлющей виртуальной реальности.
  • Метавселенная контролируется крупными конкурирующими экосистемами — например, метамирами Apple и Android — с ограниченной совместимостью.
  • Метавселенная — это динамичное, открытое и взаимодействующее пространство, похожее на Интернет, но в 3D.

Как попасть в метавселенную?

Две технологии, которые считаются важными для развития и роста метавселенной, — это виртуальная реальность и дополненная реальность:

  • Виртуальная реальность — это симулированная 3D-среда, которая позволяет пользователям взаимодействовать с виртуальным окружением таким образом, чтобы приблизить его к реальности, воспринимаемой нашими органами чувств. В настоящее время доступ к этой приближенной реальности обычно осуществляется с помощью гарнитуры VR, которая занимает все поле зрения пользователя. Тактильные устройства, включая перчатки, жилеты и даже костюмы для отслеживания всего тела, обеспечивают более реалистичное взаимодействие с виртуальной средой.
  • Дополненная реальность менее захватывающая, чем VR. Она добавляет цифровые наложения поверх реального мира с помощью линз определенного типа. Пользователи по-прежнему могут взаимодействовать с реальным окружением. Игра Pokémon Go является ранним примером AR. Google Glass и head-up дисплеи на лобовых стеклах автомобилей — известные потребительские AR-продукты.

Станут ли VR и AR основными интерфейсами метавселенной, еще предстоит выяснить. Ведь то, что мы имеем сейчас — это только предварительные решения метавселенной.

В настоящее время многие цифровые метавселенные предлагают игровые платформы. Среди них можно выделить Roblox, Decentraland и Minecraft. Эти платформы доступны через браузеры или телефоны и быстрое интернет-соединение.

Технологии метавселенной

Специалисты избегают кодифицировать технологии, которые будут работать в метавселенной. Отчасти это связано с тем, что метавселенная только развивается, а отчасти с тем, что многие инструменты, используемые в метавселенной, сами состоят из нескольких технологий.

Тем не менее, эксперты сошлись во мнении, что следующие семь технологий окажут наибольшее влияние на развитие метовселенных в течение следующего десятилетия:

  • искусственный интеллект
  • интернет вещей
  • расширенная реальность
  • нейрокомпьютерный интерфейс (Brain–computer interface)
  • 3D-моделирование и реконструкция
  • граничные вычисления
  • блокчейн

Разница между интернетом и метавселенной

Интернет — это сеть, состоящая из миллиардов компьютеров, миллионов серверов и других электронных устройств. Находясь в сети, пользователи Интернета могут общаться друг с другом, просматривать веб-сайты и взаимодействовать с ними, покупать и продавать товары и услуги.

Метавселенная не конкурирует с интернетом — она его развивает. Интернет — это то, что люди «просматривают», а в метавселенной люди могут в определенной степени «жить». Рост интернета породил множество сервисов, которые ведут к созданию метавселенной.

Так, Roblox, Minecraft и другие видеоигры с погружением — и даже Zoom — только предвещают то, что должна предложить нам метавселенная.

Web 3.0, или Web3, — это термин, используемый для обозначения новой версии интернета на основе блокчейна. Децентрализованный интернет в виде технологии Web 3.0 стремится дать пользователям больше контроля над своими данными.

Возможности метавселенных на 2022 год

Индустрия онлайн-игр имеет десятилетний опыт создания захватывающих виртуальных миров. Массовая аудитория Roblox, Epic Games и Decentraland говорит нам о том, что игры, создание виртуальных миров и инвестирование в недвижимость — это то, что чаще всего делают в метавселенной сегодня.

Компании экспериментируют с рабочими местами в метавселенных, развернутых во время пандемии для поддержки удаленной работы. Первое применение технологий метавселенной связано с обучением на рабочем месте. Так, некоторые больницы уже используют VR и AR для обучения обычным медицинским процедурам. Одна из технологий, недавно одобренная FDA, — Medivis, хирургическая система AR, позволяющая хирургам быстро синхронизироваться с цифровой системой больницы.

Также есть и другие корпоративные предложения по применению метавселенной:

  • Цифровые двойники. Эти двойники будут существовать не только на экранах компьютеров (аватары), но и будут представлены в виде голограмм или голографических изображений, управляемых искусственным интеллектом, которым будут поставлены задачи. Например, генеральный директор может активировать голограмму самого себя, управляемую ИИ, для одновременного взаимодействия с несколькими группами заинтересованных сторон.
  • Метавселенная для совместной работы. Предприятия начинают использовать метавселенную, чтобы добавить «элемент реализма» в опыт удаленной работы. Это включает в себя создание 3D-комнат, в которых сотрудники могут вместе работать.

Зачем нужны NFT в метавселенной?

Невзаимозаменяемые токены (NFT) играют большую роль в полезности и популярности метавселенной. NFT — это безопасный тип цифровых активов, основанный на той же технологии блокчейн, которая используется и в криптовалюте. Вместо валюты NFT может представлять собой произведение искусства, песню или цифровую недвижимость. NFT дает владельцу своего рода цифровой документ или свидетельство о праве собственности, которое можно купить или продать в метавселенной.

Metaverse Group называет себя первой в мире компанией, занимающейся виртуальной недвижимостью в метавселенной. Она выступает в качестве агента, облегчающего покупку или аренду недвижимости или земли в нескольких метавселенных, включая Decentraland, Sandbox, Somnium и Upland. Среди предложений — конференц-залы и коммерческие помещения, художественные галереи, семейные дома и «места для тусовок».

Хотя метавселенная создала возможности для новых компаний, таких как Metaverse Group, предлагать цифровые товары, в нее вливаются и уже существующие обычные компании. Например, компания Nike приобрела RTFKT, стартап, который создает единственные в своем роде виртуальные кроссовки и цифровые артефакты с использованием NFT, блокчейн-аутентификации и дополненной реальности. На своем сайте RTFKT заявила, что «родилась в метавселенной, и это определяет ее суть до сих пор».

До приобретения компании Nike подала семь заявок на товарные знаки, чтобы помочь создать и продавать виртуальные кроссовки и одежду. Nike и Roblox также сотрудничали в создании «Nikeland», цифрового мира, где поклонники Nike могут играть в игры, общаться и одевать свои аватары в виртуальную одежду.

«NFT и блокчейн закладывают основу для цифрового владения. Право собственности на свою реальную личность перейдет в метавселенную, и NFT станут этим средством».

Ник Донарски, соучредитель Ore System, онлайн-сообщества геймеров и разработчиков игр

Когда появится первая полноценная метавселенная?

Основная идея о возможности взаимодействия с виртуальным онлайн-миром существует уже много лет. Но до «идеальной» метавселенной, где возможно реалистичное взаимодействие, похоже, еще очень много лет. Например, в своей статье «Обзор за 2021 год» соучредитель Microsoft Билл Гейтс отметил, что у большинства людей нет VR-очков и перчаток для захвата движений, чтобы точно передать выражение лица, язык тела и качество голоса.

Однако для бизнеса Билл Гейтс предсказал, что в ближайшие два-три года большинство виртуальных встреч перейдут от двухмерных квадратных коробок к метавселенной — трехмерному пространству с участниками, представляющимися в виде цифровых аватаров.

Перспективы развития метевселенных

Следует подчеркнуть, что метавселенная — это все еще набор возможностей, а не реальность. Это означает, что существует множество неизвестных. Как именно метавселенная проявится — кто будет ее контролировать, что она будет включать в себя и как сильно она повлияет на нашу жизнь — все еще остается предметом споров. На одном конце спектра находятся те, кто считает, что метавселенная улучшит нашу жизнь, позволяя получить опыт, который мы не могли бы получить в физическом мире. Скептики метавселенной считают, что она станет лишь расширением цифрового опыта, который мы имеем сегодня, но не преобразует его, а потенциально может стать чем-то худшим: увеличителем нынешних пороков социальных сетей, включая кампании по дезинформации, зависимое поведение и склонность к насилию. Что нас ждет — покажет лишь время, хотя инвестировать в метавселенную можно и сегодня

В ходе исследования, проведенного в 2022 году, Pew Research Center спросил 624 технологических инноваторов, бизнес-лидеров и активистов о влиянии метавселенной к 2040 году. Ответы разделились. Согласно статистике, 54% экспертов ответили, что метавселенная станет полностью погруженным, хорошо функционирующим аспектом повседневной жизни как минимум для полумиллиарда людей во всем мире.

Аналогичным образом, недавний опрос 4 600 лидеров бизнеса и технологий, проведенный компанией Accenture, показал, что 71% руководителей считают, что метавселенная окажет положительное влияние на их организацию. Но при этом только 42% считают, что она станет прорывом или трансформационным событием.

Как бизнесу приготовиться к метавселенной?

По мнению экспертов по трудоустройству, опрошенных Джорджем Лоутоном, создание успешной рабочей среды в метавселенной потребует гораздо большего, чем перенос существующих офисных помещений и протоколов в виртуальное пространство. Действительно, первые исследования показывают, что простой перевод существующих офисов в виртуальный 3D эквивалент может снизить производительность и даже вызвать тошноту и укачивание.

Тем не менее, как и Интернет в 1990-х годах, метавселенная представляет собой возможность «уменьшить мир», — сказал Эндрю Хокен, соучредитель и генеральный директор Mesmerise, поставщика VR-технологий. По словам экспертов, которых опросил Лоутон, при правильном подходе технологии метавселенной могут улучшить совместную работу, ускорить обучение, уменьшить потребность в офисных помещениях и в целом сделать работу более счастливым местом. По словам Фрэнка Дианы, управляющего партнера и футуриста компании Tata Consultancy Services, метавселенная также приведет к ликвидации рабочих мест, что потребует от компаний переквалификации работников.

Варианты применения метавселенной компаниями

  • Повышение эффективности командной работы и взаимодействия. Вместо досок, липких заметок и мониторов с большим экраном, которые являются основными элементами наглядного обсуждения идей, команды могут, например, «перенестись в музей Лувр для вдохновения». Теоретически цифровое воспроизведение здания может позволить архитекторам в режиме реального времени сотрудничать с клиентами по вопросам планировки и выявлять проблемы и возможности до начала строительства.
  • Обеспечение более быстрого обучения. Интерактивные игры и симуляции могут ускорить обучение и улучшить результаты, например, позволяя сотрудникам научиться управлять оборудованием, как в реальной жизни, или отработать предложения по продаже для крупного клиента.
  • Оценка деятельности. Метавселенная может облегчить руководителям и менеджерам посещение завода, распределительного центра или строительной площадки на другом конце света, пожатие рук сотрудникам и проведение инспекций.

Проблемы метавселенной

Независимо от того, какую форму примет метавселенная, кибербезопасность и стандарты конфиденциальности станут серьезными проблемами для новой технологии.

Как объяснил эксперт по безопасности Ашвин Кришнан в своей статье, нынешнее отсутствие правил конфиденциальности для метавселенной создает множество рисков для компаний и пользователей, включая следующие:

  • неправильное применение действующих нормативных актов о конфиденциальности, таких как GDPR;
  • навязчивый и обширный сбор данных;
  • вопросы, касающиеся прав и владения данными;
  • эксплуатация несовершеннолетних;
  • конфиденциальность от пользователя к пользователю.

Преимущества и недостатки метавселенной

Преимущества

  • Равный доступ к реалистичному, иному опыту для широких масс.
  • Взаимодействие с использованием более точных виртуальных репрезентаций физических объектов.
  • Совместный виртуальный опыт в реальном времени с семьей и друзьями, как в одной комнате.
  • Рабочее сотрудничество и совместное творчество с коллегами, как будто в одном офисе.
  • Более эффективное тестирование и обучение с использованием компьютерного кода.
  • Новые возможности для бизнеса, позволяющие общаться и взаимодействовать с клиентами.

Недостатки

  • Ограниченный доступ для некоторых пользователей, которые с трудом переносят опыт полного погружения.
  • Увеличение расходов на приобретение технологий, необходимых для участия в проекте.
  • Увеличение инвестиций в бизнес, необходимых для достижения целей метавселенной.
  • Вероятность плохого поведения и нарушения конфиденциальности.
  • Проблемы безопасности и потенциальные точки компрометации.
  • Зависимость от метавселенной для тех, кто хочет уйти от реальности.
Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *